Они ищут подтверждение своей догадки в наблюдениях за животными, в данных о жизни наших доисторических предков; нередко эти данные даже искажаются в угоду гипотезе. А причиной такого отношения является неколебимая уверенность в превосходстве нашей современной цивилизации над дотехническими культурами. Отсюда следует логический вывод: И поскольку они не хотят возложить ответственность за человеческую деструктивность на нашу цивилизацию, они возлагают ответственность за нее на наши инстинкты. Но против этого свидетельствуют факты. Условия снижения оборонительной агрессии Поскольку оборонительная агрессия — это генетически запрограммированная реакция на угрозу витальным интересам индивида, то изменить ее биологическую основу невозможно, даже если ее поставить под контроль и модифицировать как это делается с некоторыми влечениями, имеющими основание в других инстинктах. Поэтому главным условием снижения оборонительной агрессии является уменьшение числа факторов, реально провоцирующих эту агрессию. Разумеется, рамки данной книги не позволяют начертить программу социальных перемен, необходимых для решения такой задачи [].

Агрессия и секс. Сексуальная неполноценность и агрессивность

Фромм подвергает критике понимание агрессивности в инстинктивизме отдельные положения учения Фрейда, К. Бихевиоризм, по мысли Фромма, рассматривает агрессивность только в контексте визуально наблюдаемого поведения, исключая из анализа целостную человеческую личность. Как результат, бихевиористские концепции не могут объяснить психические явления, не обусловленные вызовами среды, и учесть мотивирующие поведение импульсы.

Фромм считает, что и инстинктивизм, и бихевиоризм являются формами редукционизма, сводящими понимание человека соответственно либо к унаследованным из прошлого моделям, либо к некритическому воспроизведению сегодняшних социальных схем. В качестве альтернативы этим моделям Фромм предлагает реформированный психоанализ как учение о характере и о конфликтах между характерологическими страстями, органично присущими личности, и необходимостью самоограничения.

Фромм критикует расхожий тезис, согласно которому агрессивное поведение людей Существует два ответа: гнев (ярость и атака); страх и бегство.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников - шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. Можно утверждать, что в противоположность большинству животных человек - настоящий"убийца".

Как объяснить эту"гиперагрессивность"? И какого она происхождения - того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал? В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности.

Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т. А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания.

Этот аргумент звучит достаточно убедительно. Он имеет серьезное значение еще и потому, что дает повод для критического анализа истории человечества. Возникает мысль, что человек большую часть своей истории прожил в зоопарке, а не в"естественной природной среде", то есть не на свободе, необходимой для нормального развития.

Описывая психологический портрет одной из наиболее одиозных фигур Российской истории — Григория Распутина, Коцюбинский А. Люди интересовали его только с точки зрения предполагаемой выгоды и пользы. А польза — это возвеличивание его личности. Истероидность истероформность определяла и личность Адольфа Гитлера Личко А. С раннего детства Гитлер был трусливым, неуверенным и слабым.

С точки зрения Э.

Наследие Эриха Фромма для радикала конца XX - начала XXI века // Александр Тарасов. достойный мыслящего человека религиозный страх перед Адом . А внутренняя агрессия (возникающая из-за развития.

Различие между человеком и животным Как уже упоминалось ранее, оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Например, когда животного лишают жизненного пространства или ограничивают ему доступ к пище, сексу или когда возникает угроза для его потомства. Все в нем направляется на то, чтобы устранить возникшую опасность. В большинстве случаев животное спасается бегством или же, если нет такой возможности, нападает или принимает явно угрожающую позу. Цель оборонительной агрессии состоит не в разрушении, а в сохранении жизни.

Если эта цель достигается, то исчезает и агрессивность животного со всеми ее эмоциональными эквивалентами. Так же филогенетически запрограммирован и человек: Хотя эта врожденная тенденция у человека выражена менее ярко, чем у животных, все же многие факты убеждают, что у человека тоже есть тенденция к оборонительной агрессии. Она проявляется, когда возникает угроза жизни, здоровью, свободе или собственности это последнее, когда он живет в обществе, где частная собственность является значимой ценностью.

Конечно, агрессивная реакция может быть обусловлена моральными и религиозными убеждениями, воспитанием и т. Вероятно, оборонительной агрессией можно объяснить большую часть воинственных проявлений человека. Можно утверждать, что нейронное обеспечение оборонительной агрессии и у животного, и у человека одинаково. Однако это утверждение истинно только в узком смысле.

Эрих ФРОММ. ТИПЫ АГРЕССИИ. ДОБРОКАЧЕСТВЕННАЯ АГРЕССИЯ. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ

С их помощью психоаналитик доказывает социальную сущность садизма и некрофилии. По Фромму деструктивность - результат взаимодействия различных социальных условий и экзистенциальных потребностей человека. Экзистенциальными исследователь называет потребности, которые необходимо удовлетворить для обеспечения душевного благополучия человека:

Э. Фромм () выделяет пять основных типов человеческой агрессии: защитная реакция: либо ярость и нападение, либо – страх и бегство.

Биографическая справка Эрих Фромм родился 23 марта г. Отец его торговал виноградным вином, а дед и прадед по отцовской линии были раввинами. Мать Эриха — Роза Краузе — по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Семья жила в соответствии с патриархальными традициями добуржуазной эпохи, отмеченной духом религиозности, трудолюбия и тщательного соблюдения обрядов.

Эрих получил хорошее начальное образование. Гимназия, в которой изучали латынь, английский и французский языки, пробудила в нем интерес к ветхозаветным текстам. Правда, он не любил сказаний о героических сражениях из-за их жестокости; зато ему нравились истории об Адаме и Еве, о предсказаниях Авраама и особенно пророчества Исайи и других пророков.

Раздел . Агрессия и деструктивность

Мэй Ролло Р Фромм: Фромм прежде всего обращает внимание на психологическое одиночество современного человека, которое сопутствует свободе личности, появившейся в эпоху Возрождения[]. Особенно убедительно он пишет о взаимосвязи такого одиночества с изменением экономики общества. Очевидно, что ощущение одиночества — двоюродный брат тревоги.

Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. агрессии и деструктивности, индивидуального и социального характера . меня, мое представление о мире и освободила меня от страха показывать свою любовь.

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде. Правда, это случается довольно редко, например в условиях скученности. Из этого можно сделать вывод, что человеческая психология оказалась значительно более деструктивной в связи с тем, что человек не только сам создал себе условия жизни, способствующие агрессивности перенаселение и т.

А поэтому гиперагрессивность человека следует объяснять не более высоким потенциалом агрессии, а тем, что условия, вызывающие агрессию в человеческом обществе, встречаются значительно чаще, чем у животных в естественной среде их обитания.

Эрих Фромм Типы агрессии

Мы уже проследили развитие этой темы на протяжении разных эпох. В иные эпохи страх смерти и вовсе отсутствовал: Античные греки, например, как уже подчеркивалось, учили преодолевать ужас небытия путем концентрации духа, усилием животворной мысли воспитывать в себе презрение к смерти. Людей Средневековья, напротив, предстоящая смерть доводила до исступления. Возможно, такое отношение к смерти вызывалось картинами массовой гибели людей в результате чумы или голодного мора.

Ни одна эпоха, как свидетельствует нидерландский историк и философ Йохан Хейзинга, не навязывает человеку мысль о смерти с такой настойчивостью, как столетие.

Э. Фромм говорил о том, что « филогенетически запрограммированная что страх усиливает агрессивность человека и приводит к упреждающим.

Агрессия и деструктивность Злокачественная агрессия: Высказывались различные мнения о том, что входит в эту сущность, ни у кого не возникало сомнения в том, что она есть, т. Совсем недавно эти традиционные воззрения были поставлены под сомнение. Причиной такого поворота явилось все возрастающее значение исторического исследования человечества.

Особенно сильно принцип историзма проявился в исследованиях американских культу — рантропологов. Изучение обычаев, нравов, образа мышления первобытных народов привело многих антропологов к выводу 1 том, что человек рождается как чистый лист бумаги, на который культура наносит свои письмена. Предположение о неизменности человеческой природы было отвергнуто еще и потому, что этой позицией часто злоупотребляли и использовали для оправдания неблаговидных человеческих поступков.

А ученые, пытавшиеся представить жадность, стремление к соперничеству и эгоизм как врожденные черты характера, на основании этого доказывали разумность и необходимость такой общественно — экономической формации, как капитализм.

Природа детской агрессивности

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи.

Теория деструктивности Э. Фромма: Агрессия . Каждый человек вынужден преодолевать свой страх, свою изолированность в мире.

Природа детской агрессивности Формы асоциального поведения разнообразны и могут проявляться в агрессивности, деструктивности, дерзости, мстите сти, преднамеренном неповиновении, уклонении от выполн неприятных дел, различных формах воровства. Причины и механизмы всех этих нарушений различны и по-разному обнаруживаются у детей в том или ином возрасте. Расстройства поведения у каждого ребенка специфичны и в случае его агрессивное или воровства. Существует множество вариантов, о твует клинический и педагогический опыт.

Так, воровство может быть приобретенной формой поведения, но может быть следствием непонимания права собственности людей на вещи, отмечает М. Но оно может служить и другим целям: Некоторые случаи детского воровства стали предметом профессионального анализа психолога Н.

2. Злокачественная агрессия и причины ее проявления

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

Эрих Фромм критикует расхожий тезис: агрессивное поведение людей имеет Существует два ответа: гнев (ярость и атака); страх и бегство. Фромм.

Оборонительная агрессия Различие между человеком и животным Как уже упоминалось ранее, оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Например, когда животного лишают жизненного пространства или ограничивают ему доступ к пище, сексу или когда возникает угроза для его потомства. Все в нем направляется на то, чтобы устранить возникшую опасность. В большинстве случаев животное спасается бегством или же, если нет такой возможности, нападает или принимает явно угрожающую позу.

Цель оборонительной агрессии состоит не в разрушении, а в сохранении жизни. Если эта цель достигается, то исчезает и агрессивность животного со всеми ее эмоциональными эквивалентами. Так же филогенетически запрограммирован и человек:

Вы точно человек?

Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих например, хотя бы наших ближайших родственников — шимпанзе , то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости и деструкции, которая явно во много раз превосходит агрессивность его предков. И какого она происхождения — того же самого, что и агрессия животного, или у человека есть какой-то специфически человеческий деструктивный потенциал?

В пользу первой гипотезы свидетельствует то, что животные также проявляют чрезвычайную, ярко выраженную деструктивность, когда нарушается равновесие в окружающей их среде.

проблеме агрессии в современной психологии, о видах и особенностях агрессивного поведения, о . Э. Фромм об агрессии. Способы снижения агрессии: элиминация факторов, способствующих проявлению агрессии; страх.

В отличие от предыдущей, в этом произведении Э. Для ответа на этот вопрос Фромм рассматривает три человеческих аспекта. Анализ трёх этих тем, а так же их противоположности и итог, являются главным содержанием данной работы Фромма. Именно внедрение этих чувств, станет — по мнению Фромма — тем оружием, благодаря которому будут происходить войны, грабежи, насилие и всё то, что происходило в 20 веке. Для этого он выделяет различные типы агрессии, с которыми мы все обычно сталкиваемся.

Список начинается с агрессии, которая является наименее деструктивной, а именно - в спортивном соревновании. В данном случаи есть цель победить соперника, но никак не уничтожить. В книге подробно разбирается каждый тип агрессии и даётся характеристика. Я не считаю важным перечислять их всё, однако выделю из этого списка самые интересные на мой взгляд. Это 3 или 4 тип насилия.

Обычно он проявляется в детском и подростковом периоде или на ранних стадиях развития цивилизации, однако вследствие того, что не все страны достигли того развития, которое достигли европейские страны и США, то такой тип насилия всё ещё можно встретить в отсталых странах и к нему нужно быть готовым и в странах, где общий уровень образования весьма низок. Как пишет сам Фромм: Даже если его ущемляют, оскорбляют или ранят, он как раз благодаря продуктивности своей жизни забывает о том, что было сделано ему в прошлом.

Социальная психология. Конформизм и враждебность по Музаферу Шерифу.